Исторический сайт - революционеры Китая
Новое восстание в Шанхае Новое восстание в ШанхаеОсенью 1915 г. Чэнь Цзимэй подготовил новое восстание в Шанхае...
Синьхайская революция Новое восстание в ШанхаеПо старому китайскому календарю 1911 год называли "Синьхай". Этому году и суждено было стать годом Синьхайской революции...


Дорога в лагерь Сунь Ятсена
Чан Кайши (Цзян Чжунчжэн) родился 31 октября 1887 г. в Цикоу (провинция Чжэцзян), что затерялось среди покрытых зеленым ковром гор, испещренных террасами рисовых полей. Реки здесь стремительно несут свои воды с горных отрогов Наныианьского хребта, орошая прибрежные поля. Чжэцзян принадлежала к наиболее богатым провинциям Китая.

Население занималось земледелием (зерновые, чай, хлопок). Дед Чан Кайши Юй Бяо первым из своего рода изменил земледелию и занялся торговлей. Новое занятие дань времени. Цикоу хотя и находилось вдалеке от оживленных центров (до порта Нинбо 40 км), не могло остаться в стороне от бурных событий, которые переживала страна.

После подавления Тайпинского восстания (1850 1864 гг.) наступило всеобщее разорение и опустошение. Пришлось искать средств к существованию и родителям Чан Кайши. Отец Чана умер, когда сыну исполнилось девять лет. Все заботы о ребенке взяла мать третья жена покойного. Мать Чана, будучи на 22 года моложе своего супруга, играла роль "младшей хозяйки" в доме, что отнюдь не противоречило устоявшимся законам и обычаям, и ее дети уравнивались в правах с детьми от старшей жены.

Чан женился в 1901 г. в возрасте 14 лет. Брак устроила, как было принято, мать. В 1909 г. родился Цзян Цзинго. В 1903 г. шестнадцатилетним юношей Чан впервые покинул родительский дом. Император лицом к Югу, придворные к Северу, учитель к Югу, ученики к Северу такова вековая традиция. Настало время Чан Кайши встать лицом к Северу вступить на путь учебы. Сначала в школе в уезде Фынхуа, а с 1905 г. в школе Восточного Чжэцзяна.

Здесь он познакомился с основополагающими догмами традиционной китайской философии, призванными служить интересам цинской (иероглиф Цин чистый, светлый) династии, представители которой были выходцами из покоривших Китай в XVII в. маньчжуров. Китай всегда отличался богатством культов, направленных на формирование в членах общества таких качеств, как безоговорочное послушание (главе семьи, любому вышестоящему на лестнице социальной иерархии лицу как неоспоримому авторитету).

Тысячелетиями императорская система пронизывала все сферы общественной жизни, и вера во всемогущую сверхъестественную силу воздействовала на формирование представлений простого люда об отношениях с земными властителями. Этико-политическое учение "совершенного мудреца" Конфуция освящало и оправдывало иерархию государственной власти.

В детстве Чан Кайши видел, как повсюду прославляли вдовствующую императрицу Цыси (годы правления 1875 1908 гг.). Конфуцианство призывало как правителей, так и подданных вести скромный образ жизни, и казалось, что этим этическим установкам должны следовать все. Цыси обслуживало 3 тыс. евнухов, ее рядовое меню состояло из 150 блюд, а в это время 307 млн крестьян из 388 млн населения собственно Китая и Маньчжурии изнывало под гнетом помещиков и продажной бюрократии.

Императору, согласно конфуцианским канонам, приписывалось божественное происхождение, он выполнял повеление неба на земле, регулировал отношения между людьми. На деле "регулирование отношений" в условиях феодального Китая приводило к тому, что 32,6 млн человек членов семей господствующего класса, включая служилую бюрократию, с их челядью пребывало в роскоши, восседая на шее крестьян ведущей производительной части общества.

Конфуцианская идеология способствовала консервации феодальных форм общественного устройства и производственных отношений в Китае, стала довольно эффективным в руках государственно-бюрократического аппарата средством, которое тормозило общественный прогресс в стране. Китайские мыслители оставляли новым поколениям в основном метафизическое, одностороннее восприятие явлений в природе и в обществе: хорошее или плохое, черное или белое, жестокое или доброе и т. п.

Молодого Чана, как и его сверстников, учили мыслить не самостоятельно, а в русле вековых традиций, в соответствии с высказываниями "совершенного мудреца". "Радость, гнев, печаль, страх, любовь, ненависть, желание вот семь природных велений человеческого сердца. Отец должен быть ласков, а сын покорен; муж должен быть верен, а жена послушна; старший должен быть снисходителен, а младший послушен, государь должен быть человеколюбив, а чиновник предан" таковы справедливости.

Чан Кайши мог прочесть на каждом семейном храме табличку с перечнем того, что следует почитать: "небо, землю, государя, родителя, учителя". Традиционное мировоззрение китайцев мало чем отличалось от религии. Предки Чан Кайши веками преклонялись перед неодолимыми силами природы. В их воображении укоренялась передаваемая из поколения в поколение схема: все жизненные несчастья вызваны кознями духов, обрушившихся на смертного дьявольскими напастями.


Образец для всего Китая Образец для всего КитаяЧэнь Цзюнмин, занявший Гуанчжоу в 1920 г., обещал превратить Гуан-чжоускую провинцию в "образцовую для всего Китая"...
Судьба Чан Кайши Судьба Чан КайшиСудьба готовила Чан Кайши военную карьеру...
Северный поход Северный поход4 января 1926 г. состоялся обед с приглашением высших гоминдановских чинов. Чан Кайши обратился к участникам трапезы...
Заговор коммунистов Заговор коммунистовМартовские события застали коммунистов врасплох...
Партнёры
 
 
©2009 - Права защищены
При копировании информации обратная ссылка обязательна